Карманные деньги: нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? Карманные деньги школьника для воспитания

Как научить детей управлять своими финансами? В разных культурах существуют разные подходы к теме карманных денег для детей.

Где-то не принято давать карманные деньги, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько давать детям. В России нет единого подхода. Одни считают карманные деньги баловством и излишеством, другие — жизненной необходимостью. Психологи и финансовые специалисты считают, что карманные деньги, при правильном обращении, становятся не развлечением для ребенка, а инструментом, обучающим финансовым навыкам. И этот навык не менее важен во взрослой жизни, чем грамотность и умение считать.

Содержание статьи

Определение карманных денег

Карманные деньги — это фиксированная сумма, которую родители дают ребенку на личные расходы. Ребенок сам решает, как их потратить. Они могут откладывать их или покупать сладости, но родители не должны вмешиваться или пытаться контролировать, иначе пособие окажется бесполезным. Они научат ребенка управлять своими финансами.

Вместо того чтобы постоянно просить родителей купить что-то, ребенок или подросток будет совершать покупку сам. Если стоимость товара значительно превышает имеющуюся сумму, это заставит их пересмотреть свои приоритеты и подумать о возможных способах экономии.

Нужны ли вашему ребенку карманные деньги: плюсы и минусы

Карманные деньги — ваши собственные финансовые «сбережения» и «сбережения» вашего ребенка. Сюда входит сумма, которую вы даете ему или ей на дорогу до школы и питание, но это не одно и то же. Личные деньги — это инструмент в воспитании независимого молодого человека и помощи ему стать самодостаточным.

Эксперты в области психологии и образования почти единодушно поддерживают идею давать детям карманные деньги. Вопрос в том, в каком возрасте его следует давать и в каком количестве. Об этом мы поговорим позже. Однако есть и другое мнение: не стоит «баловать» ребенка деньгами. Рассмотрите аргументы обеих сторон.

Аргументы «за»:

  • развитие самостоятельности у детей, когда они учатся делать покупки и принимать решения о приобретении вещей;
  • воспитание ответственности, так как ребенок со временем начинает экономить деньги, тратить их с умом, отказываясь от спонтанных покупок;
  • развитие адекватной самооценки, когда подросток может управлять своими личными деньгами, как его сверстники, не стыдясь своей «бедности»;
  • развитие навыков составления бюджета, что очень полезно для молодого человека в будущем — в начале самостоятельной взрослой жизни;
  • развитие навыков грамотности, когда ребенок учится ценить и оценивать предметы, купленные на собственные деньги.

Аргументы против:

  • трата денег на ненужные и нерациональные расходы; вначале ребенок будет тратить деньги только на безделушки (газировка, жевательная резинка и т.д.);
  • еще одна статья расходов в семейном бюджете, поскольку сумма карманных денег со временем будет только увеличиваться;
  • появление неприятных черт характера, таких как хвастовство (если вы даете много денег) или ревность (если вы даете мало денег).

Для большинства семей в России аргументы «за» ближе, чем аргументы «против». По данным специалистов, не менее 75% российских родителей дают своим детям карманные деньги. Однако не все из них знают, как говорить со своими детьми о деньгах.

Как давать деньги детям?

Этот вопрос можно разбить на несколько элементов.

С какого возраста выдавать ребёнку деньги?

Дошкольникам не нужны карманные деньги, потому что мама и папа обеспечивают их всем необходимым. Однако в этом возрасте уже можно говорить с ребенком о деньгах и обучать его финансовым знаниям. С помощью ролевых и обучающих игр.

Эксперты рекомендуют выплачивать карманные деньги с момента поступления ребенка в школу. Главным критерием является не возраст, а умственная готовность ребенка и его финансовая сознательность. Понятно, что первоклассник, скорее всего, не купит книгу за 200 рублей, а побежит к прилавку с конфетами. Но все же он должен понимать, что деньги нельзя тратить бездумно, разбрасывая их в разные стороны.

Другим важным параметром является способность самостоятельно делать покупки в супермаркетах. Может ли ребенок выбрать товар и заплатить за него? Может ли он или она посчитать сдачу? Хватит ли у него смелости поговорить с продавцом? Удобно ли ему или ей стоять в очереди? Скорее всего, он или она готовы сэкономить деньги и отправиться за покупками в одиночку.

Сколько денег давать на карманные расходы?

Уже в дошкольном возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам — они с энтузиазмом собирают монетки для копилки, рисуют «купюры» для игры в магазин и интересуются, как сделать так, чтобы папе или маме всегда хватало на все игрушки и сладости в магазине. Со временем пассивное созерцание сменяется активным участием — ребенок получает свои первые карманные деньги или подарок.

Некоторые родители стараются как можно дольше оградить своего ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит их все сразу, купит что-то некачественное или просто «вырастет раньше времени». Однако, по мнению психологов, первые попытки самостоятельного управления деньгами не стоит откладывать надолго. «Чтобы ребенок научился разумно использовать деньги, понял их функцию и ценность — ему нужны деньги». — считает Олеся Княжева. Когда же начинать?

В возрасте 4-5 лет еще рано давать карманные деньги, но можно сделать копилку, в которую ребенок будет класть деньги на определенную цель. Например, подарок на Новый год или дорогая игрушка, которую родители не могут купить сразу. «Совершенно забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно используемый с советских времен, — это поход в булочную или за молоком, на который родители отправляли нас с шести лет», — вспоминает Олеся Княжева. Небольшие покупки, сделанные самостоятельно, хотя и под контролем родителей, в значительной степени способствуют развитию ответственности.

Маленькие карманные деньги нужно давать детям уже в младшем школьном возрасте, считает Олеся Княжева. Эта сумма должна быть фиксированной и заранее определенной, чтобы ребенок научился ее тратить. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе. Сколько денег я должен дать? Это зависит от ваших расходов и семейного бюджета. Не стоит давать слишком много, даже если финансовые возможности ваших родителей позволяют это сделать. «Это должно зависеть от уровня ответственности ребенка, а не от его желаний, и сумма должна определяться индивидуально». — рекомендует психолог по образованию.

Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей — например, ребенку 7 лет можно дать  70 рублей, а 10-летнему — 100 рублей. Младшим детям лучше давать небольшие суммы денег каждый день, детям среднего возраста — раз в неделю, а старшим — раз в месяц. Чем старше ребенок, тем лучше он может планировать свои расходы.

«Многие родители против карманных денег, потому что они не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят эти деньги на что-то вредное, запрещенное, и, к сожалению, это не исключено. Но ограждая своих детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а скорее лишаете их бесценного опыта, который будет менее болезненным в этом возрасте. И, конечно, чем увереннее чувствует себя ребенок, тем увереннее он будет себя вести. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», — говорит педагог-психолог Олеся Княжева.

Понаблюдайте, как ребенок распоряжается своими карманными деньгами, тратит ли он их все сразу или постепенно.

Установите правило: выданная сумма не будет увеличиваться, и если он потратит ее всю сразу, и ему придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Таким образом, ваш ребенок с раннего возраста учится жить по средствам. Если вы видите, что деньги мгновенно исчезают в неизвестном направлении, вмешайтесь и выясните причину этого.

Вы не должны указывать ребенку, что и где покупать, но вы можете и даже должны давать советы в мягкой форме. Например, обратите его внимание на то, что леденец в магазине возле вашего дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, куда вы ходите гулять. Также составьте список запрещенных продуктов, если таковые у вас имеются — например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов, или определенные продукты противопоказаны для здоровья вашего ребенка.

Ваш ребенок будет чувствовать себя взрослым, когда тратит деньги, а это положительно влияет на развитие его навыков. Например, разрешите им оплачивать школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше у вашего ребенка опыта обращения с деньгами, тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.

«Позвольте вашему ребенку совершать ошибки! — говорит Олеся Княжева. — Чем больше мы опекаем своих детей, тем более беспомощными они вырастают. Важно не критиковать выбор, который делает ребенок. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не подвергнется насмешкам.

Как объяснить ребенку, почему вы даете ему именно такую сумму?

Поговорите со своими детьми о деньгах. Привлекайте их к обсуждению семейного бюджета. Раз в месяц устраивайте специальный финансовый день. Объясните детям, что деньги — это ресурс, который нужно заработать. Расскажите им, откуда берутся деньги в семье и почему их нужно тратить с умом.

К сожалению, в России только 24% родителей рассказывают своим детям о семейном бюджете, но не спрашивают их мнения. Только 15% родителей спрашивают мнение и советы своих детей по поводу семейного бюджета.

Большинство россиян — 61% — не привлекают своих детей к учету доходов и расходов семьи и планированию бюджета. А потом родители удивляются, почему дети требуют покупать им дорогие вещи и скандалят, если не получают желаемого.

«Деньги не являются запретной темой в нашей семье» — рассказывает психолог Мамаева Ю.А.

Моя дочь участвует в составлении бюджета с 6 лет. Она знает, что деньги в семье не безграничны. Есть необходимые расходы, которые нужно оплатить в первую очередь, а есть и желательные. Вместе мы составляем список покупок на неделю, учитывая потребности и желания всех членов семьи. Если денег в бюджете недостаточно, мы обсуждаем и расставляем приоритеты в расходах и учимся договариваться друг с другом.

Дети интересуются темой денег. Ребенок должен знать, сколько денег тратится на его домашние дела и покупки. Он/она должен чувствовать, что деньги в семье делятся справедливо.

Вовлекая детей в обсуждение вопросов бюджетирования, вы показываете, что уважаете их мнение, повышаете их значимость и приобретаете финансовых союзников!

Как часто давать деньги детям?

По мнению психологов, дети воспринимают время не так, как взрослые: для них оно длится гораздо дольше. Дети, например, из начальной школы, еще не достаточно грамотны, чтобы распределить сумму карманных денег на более длительный период времени, например, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если ему дать деньги на месяц, потратит их в течение нескольких дней. 

Младшим детям, возможно, будет лучше получить небольшую сумму карманных денег. Вы можете начать, например, с 1 дня. Затем, по мере того как ребенок растет и учится распоряжаться деньгами, вы можете постепенно увеличивать количество времени. 

Подросток в средней школе уже может получать карманные деньги 1-2 раза в месяц — это научит его со временем управлять своим личным бюджетом.

Решая, когда лучше давать карманные деньги детям, придерживайтесь правила: чем младше ребенок, тем чаще вы их даете, и наоборот.

Стоит ли поощрять или наказывать ребёнка деньгами

В последние годы взрослые любят мотивировать подрастающее поколение деньгами оплачивая  домашние дела. Психологи против такого воспитание, потому что отношения между родителями и детьми плавно переходят в денежные. Простую вещь лучше объяснить по-другому: домашние дела — это ответственность каждого члена семьи, его вклад в общее дело.

Не стоит также платить за хорошие оценки. Исследования зарубежных психологов показывают, что материальное вознаграждение не стимулирует ребенка к дальнейшим успехам в учебе, совсем наоборот. Хотя такое возможно, когда родители дарят дорогие (как денежные, так и эмоциональные) подарки за определенные выдающиеся результаты. Например, за поступление в университет или за победу в конкурсе.

Наказывать деньгами тоже не стоит, особенно если причина наказания — плохая учеба. Если вам приходится снижать размер пособия за грубость, неприемлемое поведение, обязательно предупредите об этом подростка заранее. Снижение заработка возможно только при повторном проступке.

Первые сбережения и работа

Мотивируйте ребенка копить на вещи, которые вы пока не планируете покупать — например, на электроскутер или новый смартфон. Для этого помогите ему организовать и оптимизировать свои расходы. Объясните, что иногда приходится идти на жертвы, чтобы получить желаемое. Предложите ему сэкономить часть карманных денег, вместо того чтобы сразу идти на развлекаться и и покупать угощения. Вместе определите, сколько ему нужно откладывать и в течение какого времени, прежде чем он достигнет своей цели. Чтобы повысить мотивацию ребенка к экономии, вы можете договориться, чтобы половину крупной покупки оплачивал ваш ребенок, а вторую половину — вы.

Обычно в средней школе дети задаваться вопросом, как они могут заработать деньги. «Позвольте вашему ребенку заработать деньги, если он сам проявляет инициативу». — советует Олеся Княжева. В то же время не совершайте распространенную родительскую ошибку, когда вы материально поощряете ребенка за хорошие оценки в школе. «Это приводит к появлению установки «Не хочу учиться без денег!», потере интереса и других стимулов к учебе». — предупреждает психолог. 

Более того, если однажды у родителей не окажется лишних денег, как они смогут мотивировать ребенка? 

Как же тогда ребенок сам заработает деньги? Вы можете предложить оплачивать эпизодические работы, например, сборку мебели или помощь родителям по хозяйству, по мере своих возможностей. В качестве альтернативы ваш подросток может согласиться выгуливать соседскую собаку, ходить за кого-то в магазин, стричь газон, мыть машину, раздавать листовки, убирать чью-то квартиру или сидеть с ребенком. Не стесняйтесь спрашивать своих друзей и родственников, не нужен ли им «работник». Это самый простой способ найти работу для своего ребенка-подростка. С 14 лет ваш подросток также может попытаться найти работу через Центр занятости.

Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях в Интернете — они сначала просят деньги за составление резюме или отправку тестовых заданий. Объясните, что это вымогательство — настоящему работодателю не нужно ничего оплачивать. Также объясните, что «высокий доход без работы и инвестиций» бывает только в финансовых пирамидах.

Как контролировать карманные деньги школьника

Пару слов о контроле и неправильном поведении ребенка. Бывают два типа отклонения при воспитании финансовой грамотности условно их назовем «скряги» и «транжиры».

Второй тип часто понятен родителям почему такое поведение является неправильным. Вроде бы не зарабатывает деньги, но умеет их тратить, чего их жалеть… Можно потратить всю «зарплату» за один день и ходить, ожидая и радуясь новой.

А первые часто рассматриваются взрослыми как разумные люди, как образец поведения. На самом деле, если ребенок не просто «собирает» деньги, а собирает на запланированные расходы, это очень хорошо.

Однако часто дети просто не знают, что делать. Следовательно, причина не в экономии ради экономии, а в банальной нерешительности и отсутствии цели. В обоих случаях отклонения следует провести воспитательную беседу.

Давайте рекомендации и инструкции к действию. Затем отведите их за покупками. В первом случае помогите им потратить деньги. Во втором случае, чтобы показать, какие замечательные вещи можно купить, если подождать несколько недель.

Если в начальной школе ребенка учат просто тратить, то в средней школе учат экономить и интересоваться. Ребенка учат строить «жировую подушку», а точнее, откладывать 10% от своего дохода на черный час, объясняя, зачем нужны такие сбережения.

Второй момент образования — это процентная ставка. Первая сделка с процентами осуществляется через родителей (иначе могут обмануть мошенники).

Кредитная биржа Webmoney идеально подходит для этого. Там ребенок может передать часть своих денег на выплату процентов по кредиту. В то же время родители объясняют ребенку, почему нехорошо брать в долг под проценты.

Итак, средняя школа — это закрепление полученного «материала». В это время ребенка отправляют на сезонные школьные работы. Помочь заработать своим умом, для этого может подойти биржа контента в интернете. Естественно, прибыль от процентных кредитов должна только расти.

Правильное расходование карманных денег детьми школьного возраста под пристальным родительским контролем прививает им финансовые навыки!

Таким образом, к 18 годам молодой человек будет иметь хорошее представление о доходах и расходах. Он или она будет знать, как экономить деньги и правильно их тратить.

В результате ребенок войдет во взрослую жизнь с собственным капиталом, хотя пока и не очень большим!

Наличные или банковская карта?

Карманные деньги могут выдаваться детям наличными или переводиться на специально разработанную банковскую карту. Что лучше? Для маленьких детей (до 12 лет) лучше использовать наличные деньги. Таким образом, ребенок видит настоящие купюры и монеты, понимает, что их выпускают и что с каждым днем их становится все меньше и меньше. Кроме того, наличные деньги можно физически пересчитать, что развивает математические навыки.

Банковская карта в младшем школьном возрасте дает ложный сигнал о том, что деньги появляются из ниоткуда и имеют преимущество никогда не заканчиваться. Электронные деньги, хоть и находятся в подростковом возрасте, имеют право на «жизнь». Во-первых, родителям будет проще следить за растущими расходами подростка. Во-вторых, в современном мире зачастую невозможно обойтись без банковских карт. В-третьих, безопаснее носить пластик в кармане, чем пачку бумаг в бумажнике.

Как помочь детям научиться копить, относиться к деньгам разумно и рационально?

Рекламные слоганы кричат: «Покупай сейчас, бери кредит, живи одним днем». Даже взрослые попадают в ловушку потребительства, а что уж говорить о детях?

Важно научить ребенка логической последовательности: «У меня есть цель, я ограничиваю себя в чем-то ради нее, действую последовательно и приближаюсь к ней, в итоге я достигаю своей цели». Эта взаимосвязь очень хорошо видна на примере денег: либо я покупаю себе мороженое каждый день, либо через шесть месяцев я смогу купить желанную игрушку. И в дальнейшей жизни это понимание очень полезно для ребенка.

Инструменты, которые ваш ребенок может использовать для экономии

  • Копилка

Классическая копилка подходит для детей младшего возраста, которые только начинают получать собственные деньги. Копилка не очень удобна для детей постарше, так как невозможно определить, сколько в ней денег и сколько осталось, чтобы отложить. Детям хочется разбить копилку и посмотреть, сколько там всего. Вместо копилки можно взять банку с крышкой и отмечать на ней, сколько накоплено и сколько осталось.

  • Визуализация

Попросите ребенка нарисовать картинку с изображением того, на что он хочет накопить, и поместить ее сверху. К рисунку можно приложить конверт, в котором ребенок соберет необходимую сумму.

  • Список «Я хочу»

Простейший список желаний также помогает сосредоточиться на цели.

  • Банковская карта или электронный кошелек

Это более продвинутый метод, который подходит для подростка, но карточкой или кошельком должен управлять взрослый. Ребенок может отслеживать свой баланс с помощью приложения на телефоне или запросить его через текстовое сообщение. Откладывая деньги, они могут видеть, сколько у них есть денег и сколько осталось, что мотивирует их продолжать экономить. В возрасте 14 лет можно даже открыть вклад в банке.

Ошибки родителей

  • многие родители не учат ребенка разумному отношению к деньгам, они просто от него откупаются;
  • нельзя давать ребенку большие суммы денег — это безответственно;
  • не обсуждают с ребенком неразумные траты, а сразу наказывают его за них;
  • нельзя применять метод «кнута и пряника» — наказание или поощрение ребенка деньгами за поведение или оценки не приведет не к чему хорошему;
  • не рассказывают ребенку, как разумно использовать деньги.
  • не отвечают на вопросы о карманных деньгах.

Советы психолога родителям

Многие психологи согласны с тем, что карманные деньги играют важную роль в процессе воспитания детей. Их недостаток становится причиной негативных эмоций, которые перерастают в комплекс неполноценности, зависть к тем, кому деньги достаются, и жадность. Поэтому они советуют не лишать детей финансовой поддержки даже за плохие поступки и не решать за них, что важно, а что нет. Новая кукла Барби или строительный набор для родителей покажется незначительной мелочью, в то время как для ребенка это главная мечта жизни.

Если ребенок потратит всю недельную или месячную сумму в первый же день, не поддавайтесь на уговоры дать больше. Это своего рода финансовый симулятор, который развивает рациональность в обращении с деньгами. Пусть дети учатся на своих ошибках, как планировать свои расходы.

Давать детям деньги или нет, зависит от того, есть ли у вас достаточный доход. Карманные деньги — это не игрушка, а способ научить детей тратить полученные деньги.

Теги

Вам также может быть интересно

Оставьте комментарий